konkretny_112 (konkretny_112) wrote,
konkretny_112
konkretny_112

Categories:

“Когда я слышу слово “культура“, мой палец тянется к спуску моего браунинга“

К вопросу о coolтурно-гламурном сегменте российской действительности вообще и Евровидении в частности. Отрывочек из книги «Перпендикуляр» М. Веллера: 

 

Примеры, которые многие, наверное, слышали — часто цитируемая в связи с историей гитлеровской Германии, с историей Третьего Рейха фраза: “Когда я слышу слово “культура“, мой палец тянется к спуску моего браунинга“. Имелось в виду, что нацисты нена­видят и уничтожают культуру. Это если мы возьмем, изучим фразу по отдельности — вот такой формальный подход к фразе. Ну, можно еще, конечно, сочетание фонем рассмотреть, но сейчас это выходит за границы нашей задачи.

 

А в границах задачи то, что пьесу эту написал когда-то способный молодой немецкий драматург Бальдур фон Ширах, еще до того, как он бросился играть в национал-социалистические игры, еще до того, естественно, как он стал предводителем гитлерюгендта, он был способный молодой человек из хорошей семьи и написал пьесу. Патриотическую пьесу: Германия была унижена. В Герма­нии тогда практически все были патриоты. Хотя проявля­ли свой патриотизм немного по-разному.

 

И вот в этой пьесе — рассказ такой, как внутренней вставной новеллой, идет сцена, которую рассказывает главный герой. О том, как на дворе 20-го года нищета, голод, Германия опущена, много инвалидов, много си­рот, предприятия стоят. И вот под Рождество, это такая антирождественская сказка, люди все-таки съезжаются в театр на спектакль. Они выходят из автомобилей, их жены запахивают шубки, они отряхивают с себя пу­шистый рождественский снежок, который сеется с ве­чернего неба, и говорят о том, что все-таки Германия не погибла, если еще жива ее культура, потому что вот спектакль, новая постановка интересного молодого ре­жиссера, все-таки жизнь как-то продолжается. Культура показывает, что не все погибло, потому что наслед­ственность культурная.

 

А рядом со входом мальчик лет десяти, озябший та­кой, в каком-то рванье, практически босиком, просит милостыню. Но милостыню просить нехорошо — при этом он как будто торгует спичками. Но они его про­сто не видят: они хорошо одеты, они хорошо выглядят, хорошо устроены, они идут на этот спектакль... И воз­вращаются с него, говоря: что не все еще потеряно, потому что культура — продолжает существовать! А мальчик-сирота, отец его погиб на Великой войне, за это время уже лежит замерзший, и над ним даже сугроб намело.

 

“Вот после этого, — рассказывает рассказчик, — когда я слышу слово “культура“, мой палец тянется к спуску моего браунинга“. Как вы понимаете, в зависи­мости от контекста фраза весьма заметно меняет свое значение.

Tags: Книги, Лингвистическое
Subscribe

  • Россия - мировой лидер

    Еще одна пятиминутка "позитива". Чтоб никто не говорил, что я вижу все только в черном цвете. Хотя текст не мой, а какого-то…

  • Аж передернуло

    Роскосмос займется вопросом повышения зарплат на предприятиях ракетно-космической отрасли, заявил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин на встрече с…

  • Меня зовут долбанутый доктор (с) - 11

    Зацените, что я нашел у себя в каментах: Доктор Мясников призвал ввести запрет на публичное произношение медицинских терминов Большинство людей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments