konkretny_112 (konkretny_112) wrote,
konkretny_112
konkretny_112

Сказка о "Попе"

Сам я такое смотреть не могу - корежит как вампира от серебряной пули. Однако же есть люди - посмотрели и написали. Одним словом - цветной звуковой политически верный фильм "Поп", сохраняю для коллекции:

"Поп" ("Преображение") Владимира Хотиненко, 2010

Первое название - прокатное, второе - из титров. Сетовать на мерцание не стоит: сам фильм - о деятельности т.н. Псковской православной миссии, учреждённой министерством Альфреда Розенберга на севере оккупированных территорий СССР - куда более честный и недвусмысленный.

"Поп" создан по благословению Алексия, одобрен Кириллом, премьерный показ - в Храме Христа Спасителя. Все сертификаты налицо.

Владимир Хотиненко не умеет плохо снимать. Сергей Маковецкий - плохо играть. Значит, оставим киноведение и сосредоточимся на сертифицированном message.

Дима Быков хорошо подметил музыкальный ряд: в начале "Попа" - хор угнетённых вавилонянами евреев из "Набукко" Верди, в конце - Rivers of Babylon группы Boney M. Контекст нехитр: Дания - тюрьма, мирское - плен, так или иначе. Соответственно, перед нами - история плена, в который попала церковь.

Разница между пленом в СССР и пленом в новообретённых территориях нацистской Германии 1941-1944 - судя по фильму "Поп" - никакой. Точнее, разница есть: Советы делают из храмов клубы им. Кирова, немцы же учреждают православную миссию и делают из клубов обратно храмы. В один из них местные владыки и назначают попа Маковецкого. В рамках миссии.

Далее - сцена, достойная производственного романа. Изнутри выметают декорации клуба, за ними - алтарная часть и фрески под куполом. С фасада снимают портрет Сталина, за ним обнаруживается образ Христа. Из реки - на фоне солнца - вынимают колокол, спрятанный от предыдущей власти.

Духовное возрождение, кто не понял.

Судя по фильму, поп-Маковецкий в своей деятельности движется исключительно в сторону Сопротивления. Он может буркнуть формальное "со святыми упокой" над полицаями, которых завалили партизаны. Призвать не вешать пойманных впоследствии партизан - и отказать от дома куратору миссии, добрейшей души нацистскому полковнику (из российских немцев, в Первую мировую - за царя против кайзера, затем у Деникина, потом рейхсвер и вермахт), который лично выталкивает завязший в грязи грузовик из-под ног казнимых. Собирать для лагеря военнопленных еду, валенки и носки. Правда, то, что всё собранное для советских пленных уходит к немцам, является не более, чем поводом для глубокомысленного поповского наблюдения: "Значит, у них дело швах". А полковник затем - желанный гость, собеседник и исповедуемый; прощание попа с ним - по православному обычаю, с объятиями.

Так нам показывают в "Попе". Вкупе с детишками - еврейскими (самолично крещеными), ленинградскими, латышскими, - которые в промышленном количестве прибиваются к подворью Маковецкого и его попадьи Усатовой. С полного согласия немецкого командования. Не хватает зайчика и поломанной лапки; впрочем, в начале фильма есть муха - которую поп, понятно, не обидит, а сощёлкнет, любя.

А потом уходят немцы, приходят наши, - и такой хороший поп идёт по этапу. Изуверы, нелюди.

Сейчас принято говорить о том, что в войну всё было сложно. Что нельзя огульно. Что не стоит обобщённо. Что все разные, что все жить хотели, так что - осторожнее, тактичнее, нежнее.

Но нежнее - как раз и значит проще.

Были наши, и были немцы. Были те, кто с немцами воевал - и те, кто на немцев работал. Работавшие на немцев делали это по разным причинам. В сухом остатке - по трём: желание жить, желание жить как обычно и желание жить лучше, чем прежде.

Судя по тому, что немцы не тронули ни попа, ни его начальство, а пришедшие в 1944-м наши освободители разорили дом попа, а самого Маковецкого отправили в ГУЛАГ, - нам кагбэ намекают, что при фашистах героям фильма было лучше. И чем прежде ("если бы не война, через два-три года в СССР вообще не было бы ни церквей, ни священников" - говорит самый крепкий моралист "Попа", то бишь мусорщик Дули тот самый полковник), и чем дальше.

Вполне возможно, что так оно и было. И это не преступление само по себе. Ну, свезло с одними, не свезло с другими; бывает.

Не было до "Попа" Хотиненко вот чего: прочтения коллаборационистских страниц собственной истории - а Псковская миссия была отъявленным случаем коллаборационизма - в нефильтрованном виде. Лучшее определение положенного в таких случаях фильтра - от нашего всего: "И с отвращением читая жизнь мою <...> но строк печальных не смываю".

Здесь же - ни отвращения, ни печали. Скорее, наоборот: довольство и радость за незыблемость церкви в любых условиях. "Всякая власть от Бога"; этой фразы в фильме "Поп" нет. Весь фильм - и есть эта фраза, растянутая на два часа. Война войной, а РПЦ по расписанию. Немцы, Путин, марсиане; что хорошо для "Попа" - хорошо для Бога. Остальным обтекать. И дивиться морали, недоступной для штатских. В смысле, для нехристей.

По крайней мере, честно, как любой оскал. Спасибо Владимиру Хотиненко за то, что не растерял и донёс. Я - понял. (с) scottishkot
Tags: Историческое, Триппер мозга, Фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Меня зовут долбанутый доктор (с) - 4

    Главврач московской больницы №71 и телеведущий Александр Мясников заявил, что избыточный рост волос на лице и руках у женщин может быть…

  • Полностью поддерживаю!

    Интернет может привести к разрушению общества изнутри, если его не подчинить законам морали, заявил в четверг президент России Владимир Путин.…

  • Сижу на работе - 65

    Получив в комнату очередную порцию барахла, я подумал, что так жить нельзя. Решил разгрести стенной шкаф в коридоре. Открыл дверь и глубоко…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments