konkretny_112 (konkretny_112) wrote,
konkretny_112
konkretny_112

На линии - нормальный священник

Продолжаю борьбу за объективность.

Ранее мы уже писали про заболевших триппером головного мозга и раскумарившихся опиумом для народа Отцов церкви – тут и протоиерей Димитрий Смирнов, и отец Викентий из Екатеринбургской епархии, и еще много их было, несть им числа и имя им – легион (см. соответствующие тэги). Но сегодня неожиданно для себя натолкнулся на редкий обратный пример - разумного священника, игумена Филиппа (Симонова), заведующего кафедрой церковной истории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Его статью помещаю под катом – для коллекции. Так что вот даже в РПЦ есть практически нормальные люди, если, конечно, поискать. При таком обилии сумасшедших попов – игумен Филипп просто удивительно приятный луч света в темном царстве религиозного мракобесия. Уважаю и желаю дорасти в церковной иерархии до высоких чинов (хотя ведь выгонят, если и дальше будет подобное говорить).

Не только коммунизм

Игумен Филипп (Симонов), заведующий кафедрой церковной истории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, размышляет о возможности объективного отношения к советскому прошлому. 

Главное, как и во всяком историческом анализе, - сохранять объективность. С тем, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Для многих критика нашего советского прошлого стала уже профессией. Критиковать прошлое из будущего - легко и удобно. Труднее понять, что в истории не бывает только черного или только белого. Мы сейчас, например, восхищаемся питерской архитектурой - и совершенно не думаем, сколько жизней унесло то болото, на котором Петр стоил Петербург, там весь город  - «на крови», не только Спас. А для нас существуют только Растрелли и Росси.

С советским периодом произошла обратная метаморфоза: всё-де было ужасно (на эту тему я рассуждать не буду - во-первых, тут и рассуждать нечего, что такое Дзержинский, Сталин, Ежов и Берия, все мы знаем, и ничего нового я тут сказать не могу; знаем, что такое раскулачивание и коллективизация, за счет которых была проведена индустриализация, - у меня у самого и прадед, и дед были раскулачены и сосланы, но ничего - выжили, и нас успели вырастить;  знаем и то, что Хрущев обещал в 80-м году показать по телевизору последнего попа и проч.; во-вторых, на сей счет есть масса специалистов), «совок» и прочее, надо преодолеть и т.п. То есть, образовалась устойчивая идеологема - совсем в советском духе, когда во всем царил идеологический императив: капитализм и всё, что с ним связано, - ужасно, коммунизм - прекрасно.

Но, помимо коммунизма, в советский период в России было то, что во всем мире называют «завоеваниями рабочего движения». И современные трудящиеся (в Греции, например, или вчера во Франции в количестве более миллиона человек) отнюдь не собираются с этими завоеваниями легко расставаться. Они боролись за эти завоевания более 100 лет - и сегодня готовы бастовать и идти на улицы, чтобы их сохранить.

Что это за завоевания?

Это - то, к чему мы в советское время настолько привыкли, что считали само собой разумеющимся. И внимания на это не обращали.

Это - гарантированная занятость и 8-мичасовой рабочий день, соблюдение которого контролировалось профсоюзами (и теперь на Западе, кстати, ни один профсоюз не допустит неконтролируемых переработок, а если о них будет достигнуто соглашение с работодателями, то оплата за переработанные часы будет повышенной, иначе - забастовка).

Это - бесплатное общедоступное образование (удивительно: у нас ратуют за платность образовательных услуг именно те, кто получил в советское время бесплатное образование; и, надо думать, это было не очень плохое образование, раз оно дало им базу для занятия ныне руководящих постов в государстве). Причем качество этого образования было довольно высоким - по крайней мере, мне, например, оно дало основание преподавать в одном из английских университетов в 90-е годы. И никто там не усомнился в моей квалификации. Многие мои родственники и знакомые, с этим самым советским образованием, качество коего у нас нынче ставят под сомнение и проводят различные эксперименты по совершенствованию, прекрасно работают многие годы в Европе и в США.

Это - трудовое законодательство, охранявшее права работника (которое, кстати, так не по душе сегодняшним российским работодателям, о чем они в этом году заявили открыто в лице М.Прохорова, например).

Это - оплачиваемые больничные листы (причем - в объеме 10% заработной платы после 10 лет трудового стажа). Для нас эта роскошь закончилась в 2004 г. с принятием 122-го закона.

Это - система профессионально-технического образования, готовившая кадры рабочих специальностей. И были квалифицированные слесари и токари, которых сейчас днем с огнем не найдешь на смену тем выученикам ПТУ, которые теперь начинают уходить на пенсию.

Это - бесплатное здравоохранение, модель которого позаимствовали некоторые западные страны (напомню, в Великобритании, например, здравоохранение - до сих пор государственное и бесплатное, и если вы с туристической визой вдруг там захвораете, вам окажут медицинскую помощь, не спрашивая никакой страховки; а в Испании все местные пенсионеры имеют право на бесплатные лекарства). По крайней мере, никогда не возникало проблемы, можно ли питаться тем, что продается, - на сей случай существовал санэпидконтроль, и никто никого не травил. По крайней мере, безобидный обезболивающий укол в больнице не вызывал незаживающих химических язв (потому что в ампуле оказался не анестетик, а что-то там еще). Была обязательная бесплатная вакцинация - зато не было полиомиелита и оспы. А врачи считали для себя неудобным взять от больного коробку конфет, не то что деньги. Была, кстати, и платная система (кто не помнит - это называлось «Семашко»), и если нужно, можно было туда обратиться.

Был относительный порядок с пенсиями, к которому мы только в самые последние годы начинаем возвращаться. В отличие от 90-х годов, их всегда платили. И даже минимальная пенсия (с учетом уровня цен и картплаты) давала старикам возможность жить (а многим - и детям помогать), а не бегать на подработки до 80 лет.

В общем, было то, что во всем мире называется социальной политикой и социальной ответственностью государства. То, что имеет целью воспроизводство производительного потенциала общества.  То, без чего общество начинает постепенно вымирать (что мы сами и продемонстрировали в виде так называемого «русского креста», от которого до сих пор толком не знаем, как избавиться).

То, за что трудящиеся в мире борются, а там, где имеют - предпочитают не отдавать даже под предлогом кризисов и иных политико-экономических нестроений.

Было, кстати, и понимание того, что всё общество не может существовать только торговлей и сферой услуг. Нужно, чтобы кто-то что-то производил, чем потом можно торговать. Нужна собственная производственная база, потому что всего за границей не купишь - хотя бы по причине экономической безопасности государства, о которой у нас стали вспоминать только после 2000-го года. Да и в это время находились еще деятели (и сейчас здравствующие) которые говорили абитуриентам: зачем-де вам идти в какой-нибудь сталелитейный институт, где вас 5 лет будут учить производить какой-нибудь никому не нужный прокат, - идите к нам, и мы за 4 года сделаем из вас классных менеджеров. И ни о кого из них даже мысли не возникало: а чем должны управлять эти менеджеры? реализацией импортных, не очень качественных продуктов в торговом зале, принадлежащем иностранной компании?

А еще, кстати сказать, - несмотря на все помянутые инсинуации Хрущева, - была и Церковь. И путь кто хочет говорит, что-де была она какая-то не такая, «красная» и проч. Я сам с малолетства  в этой Церкви - и не замечал как-то никакой особой «красноты», и порядка в ней было существенно больше, чем сейчас на некоторых приходах. Из этой Церкви - большая часть современного священноначалия, включая постоянных членов Св. Синода. «Врата адовы» не одолели ей - может быть, по той причине, по какой Златоуст в свое время сказал: «Церкви необходимо быть гонимой». И в 90-е годы народ пошел в открытые после советского пленения двери именно этой Церкви - а никакой другой, хотя предложений было множество: ну, не привык наш народ к религиозным «услугам», он в Церковь жить приходит, с Богом общаться, а не услуги получать!.. И именно эта Церковь начала то, что современные flores eloquentia именуют «вторым Крещением Руси». В этой Церкви, в коей нас крестили наши родители в 50-е - 60-е годы, нас и рукополагали наши архиереи. Именно она нам - Мать, потому что Бог нам - Отец: не вчера мы крестились, чтобы сегодня бегать по миру в поисках себе «родителей».

И мне кажется, что замазывание советского периода одной только черной краской - это некий сознательный идеологический маневр, цель которого - полностью снять с государства социальную ответственность, ответственность за воспроизводство нации и ее производственного потенциала, объявив всё это исключительно «пережитками коммунистической (или - «совковой») идеологии». А ведь такого поворота событий мы не найдем ни в одной, даже самой «неолиберальной» стране, даже в США - ведь и там ФРС, например, несет ответственность за поддержание уровня занятости в экономике. Да и народ этого до сих пор не понимает: угольные шахты, вот, приватизировали, а претензии их работники предъявляют не «новым эффективным менеджерам», которые довели угольную промышленность до разрухи, а всё тому же государству...

И навязывание всему народу «новой» и опять - «единственно верной» идеологии - это и есть главный «пережиток советского» в сегодняшнем дне.

Не может, например, весь народ заниматься бизнесом - по наблюдениям западных специалистов, предпринимательская активность - это естественное занятие для 10-15% населения, остальным психологически ближе работа по найму или госслужба, дающая стабильные (хотя и не максимально высокие) условия жизни. И пытаться загнать основную часть общества в мелкий и средний бизнес - занятие сродни коллективизации, когда всех насильно загоняли в колхозы. Учитель должен учить, а не торговать на Черкизовском рынке.

Тем более, что этот «мелкий и средний» в наших условиях - как правило, непроизводственного характера, т.е. в производственный потенциал общества никакого вклада не вносят, только цены взвинчивают через «посреднические цепочки». А отвечать за это приходится, опять-таки, государству - печатным станком, с одной стороны, и антиинфляционными мерами (которые всегда и везде равны снижению жизненного уровня населения и росту социальной напряженности в обществе) - с другой.

То, что в прошлом было полезного для народа, - это историческое наследие, от которого вряд ли нужно отказываться «за просто так», просто потому, что кому-то этого очень хочется. В этом, видимо, и есть трезвость по отношению к прошлому. Нас этому и Священная история учит: ведь никому в Израиле не приходило в голову разрушить храм Соломона лишь по той причине, что у Соломона было, против всяких законов и приличий, 700 жен и 300 наложниц, от коих в стране творились всякие безобразия . «Дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19).

http://www.taday.ru/text/492369.html

Tags: Персоны
Subscribe

  • Я тоже хочу правосудия!

    Tesla проиграла в суде против чернокожего работника одного из фирменных заводов. Теперь компания должна выплатить Оуэну Диасу почти 137 миллионов…

  • И это правильно!

    Правительство России заложило в проект федерального бюджета на 2022-24 гг резкое сокращение финансирования космической отрасли. Общий объем…

  • "А вот сейчас обидно было" (с) Бог

    Анонимные Telegram-каналы и СМИ создают нездоровый ажиотаж вокруг доходов священнослужителей, хотя РПЦ не боится говорить на эту тему. Такой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments