Начинается война, а профессор Николаев сидит в Харькове и ждет прихода немцев. Профессора достало жить под властью тупорылых коммуняк, не умеющих в стране все по-человечески и по-западному устроить и все долгие предшествующие годы угнетавших его и остальных приличных людей, еще оставшихся в Совдепии. Сидит, значит, профессор Николаев и пишет подробный дневник. Ценность дневника в том, что сам-то профессор его не предполагал к публикации, потому не стеснялся в выражении собственных мыслей. Он, профессор, будучи дореволюционным старорежимным интеллигентом, с самого начала всей душой ненавидел проклятый "Совок", да куда было деваться, граница же на замке! А тут, глянь, Цивилизованная Европа сама в гости идет, а впереди всей Европы идут немцы - самая культурная нация на тот момент. Вот, например, его воспоминания за октябрь 1941:
20 октября 1941 г.
Итак я остаюсь в Харькове и буду находиться здесь во время немецкой оккупации. Немцы — где-то очень близко и, как говорят, полукольцом охватывают город...
21 октября 1941 г.
...Есть основания думать, что немцы после оккупации Харькова быстро снабдят город всем необходимым. В окрестных сёлах имеется много продовольствия: его нужно только подвезти в Харьков. Урожай был в этом году хороший и опасаться голода как будто не приходится.
Вспоминается 1918 год и оккупация Харькова немцами. Режим они установили суровый: пороли крестьян, вешали рабочих. Но продовольствия в городе было достаточно. Белые булки продавались по цене 1913 года. Вероятно будет то же самое и теперь. По крайней мере многие так думают. Для меня совершенно ясно, что немцы пришли на Украину, как завоеватели, и имеют цель присоединить к Германии эту богатую страну. Но вместе с тем немцы — культурная нация. Совершенно ясно, очевидно, что они не будут грабить население и постараются как можно скорее наладить в городе культурную жизнь. Через несколько дней после их прихода вновь появится вода и электричество. Посмотрим, какой режим они установят в городе.
А вот запись в дневнике за 23 августа 1943-го года:
Сегодня ночью родные советские войска с боем освободили город Харьков от немцев. Я встречал первых красноармейцев со слезами радости на глазах. Я подходил к ним, пожимал им руку и говорил: «Спасибо вам, дорогие! Спасибо за то, что освободили нас от этих проклятых немцев, которые заставили нас так страдать. Слава Красной Армии! Слава её руководителю, товарищу Сталину!»
Что же случилось с профессором Николаевым в промежутке между октябрем 1941-го и августом 1943-го? Об этом можно почитать вот тут. И вообще, рекомендую данный ЖЖ. У remi-meisner и идеологически правильно, и вообще интересно, и по исторической части немало - особенно про Россию, Которую Мы Потеряли.
Со своей стороны добавлю пять копеек.
В интернетах наличествуют две части профессорского дневника. Одна, довоенная – вот тут, а другую, военных времен, любезный товарищ remi-meisner уже в целом разобрал, ну а полностью можно прочитать здесь. Довоенная часть тоже интересна само по себе, она много говорит о либеральной интеллигенции, которая бурно восторгалась Февральской революцией, но сильно расстроилась от Октябрьской. При этом, что характерно, внучек профессора Николаева в своем предисловии очень хвалит именно эту, антисоветскую часть дневников своего дедушки. Именно таким, антисоветским диссидентом хочет внучек помнить своего предка, потому что и сам такой – антисоветчик, либераст и дегенерат. Но дедушка-то жизнь учил не по учебнику и в итоге многое понял, а внучку можно пожелать одного – пусть его жизнь также поучит, глядишь, тоже человеком станет. А из дневников внучек вынес только вот что:
Всю жизнь мой дед вёл дневник. «Во власти фанатиков» — это один из фрагментов дневника Льва Николаева, охватывающего 1936—1943 годы. Деду довелось испытать власть фанатиков, под которыми он понимал, как это видно из дневника, и Сталина, и Гитлера. Теоретическое сопоставление этих диктаторов, осуществленное в дневниках 1936—1937 годов, уникально. Оно дополняется сравнением условий жизни семьи украинского профессора во время сталинского террора и в период оккупации Украины фашистами (дневники 1941—1943 годов). Мой дед не разделял иллюзий части интеллигенции Харькова относительно возможных намерений Гитлера (некоторые думали, что Гитлер может принести освобождение от сталинского террора и жить станет хоть немного легче), а последовательно показывал чудовищную жестокость и антинародность как сталинской, так и гитлеровской диктатур.
Ох, прав был профессор Николаев, когда, пережив оккупацию цивилизованными европейцами и сильно поумнев вследствие этого, писал:
Я бесконечно обязан советской власти за то, что освободивши Харьков от немецких фашистов она спасла меня от голодной смерти, вернула мне культурные условия существования, избавила от того одичания, в котором я временно находился и особенно возродила меня морально, ибо с установлением советской власти я вновь стал чувствовать, что у меня имеются гражданские права, что в случае ущемления этих прав я могу обратиться с жалобой в суд и привлечь моих обидчиков к ответственности. Да! те, кто не имели несчастье жить под немецким сапогом, может быть, не поймут меня, не поймут, почему я так радуюсь тому, что кажется им неотъемлемым и вполне естественным.
В целом же – воспоминания хорошие, добротные и интересные. Наглядно показывающие, что творится в голове типичного интеллигента, если этот интеллигент живет отдельной от народа жизнью.
Ну, не буду размазывать манную кашу по тарелке, кому интересно – сам почитает. Впрочем, один фрагмент из довоенных дневников все же выложу (профессор, кстати, сам врач, отсюда специфика):
Сегодня я прочёл в газете «Правда» (от 26-го декабря) статью Хотимского, озаглавленную «Здоровье населения СССР». Я не верил своим глазам, читая те цифры, которые приводит там этот неизвестный мне автор. Оказывается, что по сравнению с 1913 годом заболевания сифилиса в СССР уменьшились на 85%. Среди крестьян призывного возраста в Харьковской, Московской, Свердловской, Курской областях, в Белорусской ССР, в Армянской ССР и в ряде других областей СССР не обнаружено ни одного сифилитика! По сравнению с 1913 годом заболевания дифтерией уменьшились на 80%, заболевания брюшным тифом — на 71%, оспой на 96% и т. д.... Процент физически слаборазвитых призывных оказался ничтожным и по различным областям не превышал 1,9%, между тем как в 1913 г. он достигал местами 15—20%.
Ведь это всё ложь с начала и до конца! Никто не верит этой лжи. Для чего же её печатать в газете, являющейся центральным органом коммунистической партии?
Передо мной лежит сейчас брошюра профессора С. А. Томилина «Венерические болезни в окружных городах Украины в 1927 г.» В конце 1928 г. она была издана с очень хвалебным предисловием народного комиссара здравоохранения Украины Д. Ефимова. Какие же цифры приводятся проф. Томилиным? Оказывается, в 1913 г. на Украине на 10 000 населения имелось 45,0 сифилитика, а в 1924 г. — 46,7 сифилитика. Иначе говоря, за указанный период никакого снижения не произошло. При этом сифилис по сравнению с гонореей и мягким шанкром приобрёл большее распространение. Так было 9 лет тому назад. И вот оказывается, что в 1936 г. распространении сифилиса уменьшилось на 85%! Блажен, кто верует этому!
Профессор, повторюсь, врач. Но ему абсолютно непонятно, например, что в стране творилось между 1913-м и 1924-ым годом. Профессор удивлен – ну как же, за указанный период никакого снижения не произошло, наоборот даже! А поскольку коммуняки способны только языком молоть, ну еще репрессировать и расстреливать (как всем известно), то и к 1936-му году ожидать снижения заболеваемости населения разумный человек не может. Вывод прост и очевиден - врут же большевички, ясное дело, вешают лапшу на уши тупым совкам в своей вонючей «Правде». И такой ад в дневнике на каждой странице, там и про жуткую травлю несчастного Сербского, который всего-то и предложил улучшить генофонд русской нации путем искусственного осеменения тысяч советских женщих семенем товарища Бухарина, и много еще страсть каких интересных подробностей.
ЗЫ. Завершая тему, следует особо отметить такой момент - профессор Николаев под окупацией страдал и получил свой заслуженный Катарсис потому, что при всей своей исходной нелюбви к большевикам, не пошел, однако, служить фашистам даже умирая с голоду. Наши же нынешние "либералы-западники", а также и типа "русские националисты" (Крылов, например) не такие - эти выродки драки бы устраивали друг с другом за честь поцеловать сапог оккупанта.